Экипаж вертолета рассказал о непростой операции по спасению пассажиров пропавшего катера

 

Члены экипажа вертолета ВС США,
поднявшего на борт пострадавших пассажиров
пропавшего катера

Авиабаза Сото-Кано, Гондурас. 2 июля вертолет ВС США UH-60 был направлен с авиабазы Сото-Кано в район Карибского моря на поиски исчезнувшего 30 июня небольшого катера, на борту которого находилось двое американцев, один канадец и шесть гондурасцев.

«В первый день мы преодолели более 450 миль, прочесывая район поисков в течение примерно семи часов, но так ничего и не обнаружили, – говорит пилот вертолета, старший уорент-офицер третьего класса ВС США Джей Хэншоу. – На второй день, пролетая над зоной, мы заметили, как течение меняет свое направление и начинает двигаться на запад. Спустя несколько часов поисков мы получили распоряжение Береговой охраны США обратить пристальное внимание на небольшое судно».

Когда до официально установленного командованием момента прекращения поисков оставалось менее полутора часов, катер был наконец-то обнаружен экипажем специализированного спасательного самолета Береговой охраны ВС США HC-130 Hercules.

Достигнув указанных координат, экипаж вертолета увидел пассажиров катера, отчаянно машущих руками и поднятыми над головой рубашками в надежде на скорое спасение.

«Катер находился более чем в тридцати милях от квадрата поиска, его снесло течением, образовавшимся из-за шторма у побережья Белиза», – говорит Хэншоу.

Вертолет завис над дрейфующим катером, чтобы позволить медику на тросе спуститься на палубу.

«Вертолет завис над катером на высоте около 50 футов, и меня на тросе спустили с вертолета на спасательном сиденье, – рассказывает сержант-медик Трэвис Майо. – Нас с головы до ног окатывало водой, поднимаемой винтом вертолета, и меня, и катер раскачивало из стороны в сторону. Катер даже начало сносить вперед, будто на нем включили двигатель».

Спасательное сиденье представляет собой конструкцию высотой около 35 дюймов с двумя расположенными в ряд откидными сиденьями высотой 12 дюймов.

Чтобы не допустить опрокидывания катера, что могло бы дополнительно травмировать пассажиров или отнести судно в сторону, Хэншоу принял решение поднять вертолет на 30 футов выше.

«Практически для любого сценария событий у нас имеется протокол действий, но в каждом конкретном случае приходится выбирать оптимальную стратегию для спасения пассажиров, учитывая, что к моменту прибытия спасателей многие из них могут быть сильно ослаблены и обезвожены», – говорит Хэншоу.

Сержант Майо оценил состояние здоровья девяти пассажиров катера, первыми отправив на борт вертолета наиболее пострадавших и ослабленных. На протяжении нескольких дней пассажиры ничего не ели, а из питья у них была лишь дождевая вода, которую удалось собрать в переносной холодильник.

«У одной из женщин на запястье была шина из-за полученной неделю назад травмы, поэтому перед тем, как пристегнуть ее к спасательному сиденью, я сначала осмотрел шину и оставался на втором сиденье во время подъема, – вспоминает Майо. – Женщина была напугана, и я хотел убедиться, что она сможет забраться в вертолет».

Сержанту Майо пришлось трижды спускаться на катер на тросе и подниматься обратно на вертолет, прежде чем было решено испробовать другой план.

Когда после требующих ювелирной точности долгих и изнурительных попыток опустить сержанта Майо на палубу катера он начал выбиваться из сил, экипаж принял решение спустить его в воду, чтобы он мог самостоятельно проплыть несколько метров до катера. Благодаря этому удалось также уменьшить волну от винта вертолета, и потоки воды перестали заливать палубу и пассажиров на ней.

«Мне в три захода удалось поднять в вертолет оставшихся шестерых пассажиров по двое», – говорит сержант Майо.

Затем вертолет взял курс на остров Роатан, где и приземлился, когда запаса горючего уже оставалось менее чем на полчаса полета.

Это была не первая спасательная операция Джея Хэншоу. Во время службы в Афганистане он без огневой поддержки вылетел на вертолете Blackhawk в опасный для посадки район, чтобы спасти жизнь двум американским морским пехотинцам. Хэншоу чудом спасся от пули, пробившей боковую дверь кабины и попавшей ему в шлем, несколько осколков вонзились ему в щеку. За проявленное мужество Хэншоу был награжден крестом ВС США «За героизм и храбрость в воздушном бою».

«Высочайший уровень профессионализма членов экипажа и готовность к любым чрезвычайным ситуациям в реальной жизни достигается ежедневными тренировками, однако никогда не знаешь заранее, когда придется применить эти навыки на практике. В таких ситуациях можно только порадоваться, что они у тебя есть», – говорит Хэншоу.

Комментарии